«Они ва-а-а сото! Фуку ва-а-а ути!»
Этот многоголосый клич непременно раздается в храмах, на площадях и
специально устороенных площадках, а также в домах японцев 3 февраля.
«Злой дух, прочь из дома! Счастье, приходи в дом!» — означают эти слова,
сопровождающиеся разбрасыванием сухих соевых бобов. Бобы летят горстями,
иногда попадая в разбрасывающих по соседству, в терпеливых зрителей,
дома — в домочадцев.
Празднование дня Сецубун — одна из древнейших и интереснейших традиций в
стране. Ее появление связывают с понятием китайской философии инь-ян.
Это два противоположных взаимодействующих начала, лежащие в основе
мироздания: свет и тьма, положительное и отрицательное, активное и
пассивное, женское и мужское. Считалось, что на стыке сезонов эти начала
противостоят друг другу, и это вызывает опасность появления разного рода
несчастий.
Сам термин «сецубун» напрямую связан со сменой одного сезона другим.
Традиционно в Японии словом «сецубун» называют ночь между 3 и 4 февраля,
канун дня Риссин — дня наступления весны по лунному календарю.
Легенда рассказывает, что в глубокой древности эпидемия унесла много
жизней, и в этом несчастьи были повинны черти и злые духи. От них
удалось избавиться разбрасыванием поджаренных бобов. Отсюда и родился
обряд маме-маки для изгнания злых духов и сохранения благополучия.
В древности обрядом маме-маки начинали встречу нового года по лунному
календарю. Обряд и сейчас выполняется для того, чтобы разогнать все
несчастья и впустить в свой дом счастье, благополучие и удачу. В семьях,
где есть маленькие дети, обряд маме-маки обычно превращается в веселую
забаву. Кого-нибудь (обычно папу или дедушку) наряжают в черта, ряженый
прыгает и бегает по комнате, а остальные домочадцы бросают в него соевые
бобы. В некоторых школах ученики делают маски злых духов и в Сецубун от
души веселятся, бросая друг в друга бобы.
Согласно легенде, после обряда маме-маки каждый член семьи должен съесть
ровно такое количество соевых бобов, сколько ему лет. Сейчас такое
встречается редко, разве что, в отдаленных маленьких деревнях.
Обряд изгнания злых духов публично проводят и во всех храмах, и он
собирает многочисленных зрителей. После совершения религиозного обряда
из храма с шумом выбегают мужчины в костюмах злых духов и смешиваются с
толпой, затем появляются монахи и гонят их по улицам. Затем все
возвращаются на территорию храма и начинается обряд маме-маки. Его
обычно совершают специально приглашенные уважаемые и влиятельные
личности города, популярные артисты, политики, борцы сумо. Одетые
в традиционные праздничные одежды они из деревянных коробочек
разбрасывают завернутые в белую бумагу бобы. Все действие проходит шумно
и весело.
Масса разбрасываемых соевых бобов тоже внушительна. Например, в храме
Нарита (Narita-san), в котором обряд маме-маки проводится не одно
десятиление, за день разбрасывается около одной тонны бобов.
А 4 февраля приходит весна...
|