Праздник мальчиков отмечается 5-го мая и официально
называется «Танго-но сэкку» (Праздник первого дня лошади). Это название было
выбрано, потому что лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество, все те
качества, которыми должен обладать юноша, чтобы стать достойным воином. Другое
название — Сёбу-но сэкку (Праздник ириса) — возникло в период Нара, так как
ирисы, цветущие в это время, символизируют успех и здоровье. В танго-но сэкку
принимают участие мальчики до 15 лет.
Истоки праздника относятся к первым векам нашей эры, когда он был обрядовым
действом, связанным с наступлением весны, началом полевых работ, просьбой о
благополучии общины. В этом празднике имело место поклонение духам растений,
трав и деревьев, что было связано с молением о здоровье, даровании мужской
жизненной силы, процветании рода. Этот старинный обряд носил характер
праздничной церемонии и был одним из ритуалов императорского двора, где главная
роль отводилась самому Императору, который собирал вместе с придворными
лекарственные травы.
Крестьяне в эти дни выставляли на полях яркие флаги и пугала в различных
костюмах для защиты от насекомых в период цветения. Постепенно эти фигуры стали
делать более искусно, особенно те, которые изображали воинов, а затем, с
течением времени, флаги и пугала на полях стали воспринимать как обереги не
только будущего урожая, но и детей. Теперь их уже не ставили на полях, а хранили
дома.
В эпоху Хэйан танго-но сэкку приобретает характер военно-спортивного праздника,
во время которого демонстрировалась воинская удаль — устраивались соревнования
по стрельбе из лука, борьбе сумо, устраивались сражения на мечах, конные
состязания. Правители страны использовали древний обычай для воспитания у
подрастающего поколения самурайского духа.
В период Эдо праздник стал более пышным и торжественным, его начали отмечать уже
во всех слоях общества. В домах устраивали выставки и выставляли миниатюрные
доспехи и фигурки воинов в богатых одеждах. В самурайском обществе воинские латы
и шлем считались у мужчин очень важными атрибутами, так как защищали тело воина
во время сражений. Воинские доспехи, в которые облачена кукла, олицетворяют
собой защиту мальчика от бед, счастье в жизни и браке, помощь в сложных
жизненных ситуациях. Все куклы имеют свое лицо и характер, с каждой связана
история, иногда героическая, а порой и юмористическая.
В настоящее время широко распространен обычай вывешивать в
Праздник мальчиков развевающиеся на ветру изображения карпов — кои-нобори.
Карп считается очень жизнестойкой рыбой, которая может обитать не только в
чистой пресной воде, но и в пруду, и в болотистой местности. Легенда гласит, что
когда карп поднялся по реке против сильного течения и преодолел водопад, который
назывался «драконовым водоворотом», то превратился в дракона и поднялся на небо.
Поэтому «кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных
мужчин и легко преодолевать все трудности. Длина карпов зависит от возраста
детей, самый большой символизирует главу семьи.
Считают, что этот обычай возник среди горожан, которые не имели права в этот
день выставлять перед домами копья, алебарды, знамена и т.д., как это делало
воинское сословие. Взамен этого они стали вывешивать карпов, которые служили
примером стойкости, смелости, упорства в достижении цели. При рождении мальчика
существует также обычай ставить древко с бумажными или матерчатыми фигурками
карпов, что олицетворяет собой обращение к небесному богу с просьбой защищать
ребенка.
В эти дни в домах готовится и специальная еда: рисовые колобки, завернутые в
листья ириса или бамбука — тимаки-суси, рисовые лепешки, завернутые в
дубовые листья — касива-моти и рис, сваренный с красными бобами —
сэкихан. Набор такой ритуальной пищи, в каждое блюдо которого входит рис,
являлся магическим средством обеспечения здоровья детям и продолжения рода.
По вечерам мальчики с родителями собираются у стенда, чтобы рассмотреть кукол,
подержать в руках шлем, доспехи, послушать историю каждого персонажа. Приобщая
детей к мифологии богов и героев, родители воздействовали на характер мальчиков,
передавали из поколения в поколение традиции японского воинства. Таким образом,
этот праздник сохранился неизменным почти до сих пор. И хотя в настоящее время
он празднуется как День детей, предпочтение отдается мальчикам.
|