Добро пожаловать на наш сайт! Связаться с нами
Главная » Статьи » Политика

Японо-корейские отношения

Японо-корейские отношения подразумевают три стороны: Японию, Северную Корею и Южную Корею.

Японские отношения с Северной и Южной Кореей унаследовали горечь грубого колониального правления Японии над Кореей в 1910–1945 годах. В начале 2000-х годов отношения между Японией и Южной Кореей испортились, когда тогдашний премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) посетил храм Ясукуни. Конфликт продолжился из-за споров касательно скал Лианкур (в Южной Корее они известны как Токдо, а в Японии – как Такэсима), группы небольших островков в Японском море. Через двусторонние и шестисторонние переговоры Северная Корея и Япония продолжили обсуждение похищений Северной Кореей граждан Японии в 1970-х и 1980-х годах.

Япония и Северная Корея

Отношения между Японией и Северной Кореей стали более враждебными в конце 1980-х годов. Тогда оба правительства не поддерживали дипломатических отношений и не проводили существенных встреч, однако оппозиционная Социалистическая партия Японии поддерживала добрые отношения с режимом Северной Кореи.

Япония разрешила торговлю с Северной Кореей в 1980-х годах только через неофициальные каналы. Её объёмы достигли 200 млн. $ в год. Проблемы, приведшие к конфликтам в отношениях Японии с Северной Кореей, включали в себя атаки СМИ Северной Кореи на Японию, наложение Японией экономических санкций на Северную Корею из-за террористических актов против Южной Кореи в 1980-х годах и невыплаченный долг Северной Кореи японским предприятиям в размере около 50 млн. $.

До конца 1980-х годов поствоенная политика Северной Кореи в отношении Японии была сосредоточена на уменьшении сотрудничества между Южной Кореей и Японией и на удержании Японии от перевооружения, но в то же время она стремилась к более тесным дипломатическим и коммерческим связям с Японией.

Решающую роль для такой политики играла поддержка Северной Кореи со стороны Японии, в частности среди японцев, которые поддерживали японские коммунистическую и социалистическую партии, и корейского населения Японии. На протяжении нескольких лет, однако, Северная Корея сделала многое, чтобы дискредитировать себя в глазах многих потенциальных спонсоров в Японии. Японцы, которые переехали к своим супругам в Северную Корею, переживали серьезные трудности и им не позволяли общаться с родственниками и друзьями, находящимися в Японии. Япония с презрением наблюдала за тем, как Северная Корея предоставляла прибежище террористической группе «Японская Красная Армия». Неспособность и отказ Северной Кореи выплатить свои долги японским торговцам также укрепляли презрение Японии к Северной Корее.

Нормализация переговоров

В начале 1990-х годов Япония продолжила вести длительные переговоры с Северной Кореей с целью установления дипломатических отношений с Пхеньяном, в то же время сохраняя свои отношения с Сеулом. В январе 1991 года Япония начала нормализовать переговоры с Пхеньяном с формальных извинений за свое колониальное правление на Корейским полуострове в 1910-1945 годах. Переговорам способствовала поддержка Токио одновременного вступления в ООН Северной и Южной Кореи; однако, международные проверки ядерных заводов в Северной Корее и количество экономической помощи со стороны Японии усложняли переговоры.

Одновременное изменение в отношениях с Китаем и Россией совпало с движением Северной Кореи к улучшению напряженных отношений с Японией. Главным мотивом Пхеньяна оказались поиски освобождения от дипломатической и экономической изоляции, которая привела к недостатку продовольствия, энергетики и стабильной валюты. Урегулирование отношений с Японией также давало Северной Корее возможность получить денежную компенсацию за период колониального правления Японии (1910-45 годы) – такой прецедент был создан, когда Япония наладила отношения с Южной Кореей.

Первый раунд нормализации переговоров прошел 30-31 января 1991 года, но резко прервался вопросом о компенсации. Пхеньян потребовал компенсацию за ущерб, нанесенный во время колониального правления, а также за «страдания и потери» в послевоенный период. Однако Япония настояла на том, чтобы Северная Корея урегулировала свои различия с Южной Кореей в вопросе двусторонних ядерных проверок. Другими причинами спора явились отказ Северной Кореи предоставить информацию о гражданах Японии, которые мигрировали в Северную Корею с корейскими супругами в 1960-х годах, и вопрос о японских солдатах, взятых в плен советскими силами во времена Второй мировой войны и сосланные в Северную Корею.

Похищения

Северная Корея отказалась обсуждать случай Yi Un Hee, корейского жителя Японии, которого северокорейские агенты похитили и перевезли в Северную Корею, чтобы тот преподавал японский язык в школе для шпионов. Многие годы Северная Корея отрицала подобные похищения, но призналась в 13 из них в 2002 году.

В 2002 и 2004 годах премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми нанес пять важных визитов в Пхеньян с целью оказания давления на Корею и возвращения похищенных. В конечном итоге вернули пять из тринадцати похищенных, говоря, что остальных восьми уже нет в живых. Положительный настрой в отношениях был потерян, когда Япония заявила, что тест ДНК показал, что возвращенные останки Мэгуми Ёкоты (Megumi Yokota), одной из 13 похищенных, которая по словам Северной Кореи покончила жизнь самоубийством, на самом деле принадлежали не ей.

Тем временем, как стало известно японским СМИ, Мэгуми в Северной Корее вышла замуж и родила девочку, с которой, однако, японские дедушка с бабушкой встретиться никак не могут. Не могут они встретиться и с самой Мэгуми, которая, как они считают, до сих пор жива.

Однако, как уже говорилось выше, некоторым похищенным повезло и их вернули на родину. Одной из таких людей стала Хитоми Сога, которая вернулась в Японию пять лет назад и утверждает, что некоторое время жила в Северной Корее вместе с Мэгуми. В настоящее время Сога часто участвует в общественной деятельности, в особенности той, что направлена против похищений Северной Кореи рядовых японцев. В этом деле у неё личный интерес – среди оставшихся где-то в Корее японцев есть и её мать, Миёси, о которой она ничего не знает с тех самых пор, как их обеих похитили в 1978 г.

Итак, переговоры с Северной Кореей были отложены из-за спора о похищенных гражданах Японии в 1970-х и 1980-х годах, как цитирует «Yonhap» японскую газету. Япония требовала у Северной Кореи прояснения ситуации с похищенными, но Пхеньян настаивал на том, что все уже решено.

Многие граждане Северной Кореи полагаются на деньги, посланные родственниками из Японии. Некоторые жители Японии считают, что правительство должно пригрозить перекрытием подобных денежных переводов, чтобы Пхеньян пошел на уступки. Другие считают, что крайние правые в Японии используют эту и другие причины для достижения своих националистических планов.

Другие действия

Был также ряд конфронтаций между этими двумя странами в отношении тайных действий Северной Кореи в Японии, помимо похищений людей, включая наркоторговлю, контрабанду, вмешательство морского флота и даже шпионаж. Проверка ракет Северной Кореи также является одной из забот Японии, так как эти ракеты иногда проходят через воздушное пространство Японии.

Шестисторонние переговоры

13 февраля 2007 года результатом шестисторонних переговоров стало соглашение, согласно которому Северная Корея должна была закрыть ядерный реактор в Йонбене в обмен на помощь в виде топлива и шагов по урегулированию отношений с США и Японией. По тому же соглашению Корея была обязана предоставить полную декларацию своей ядерной программы к концу 2007 г., однако этого она не сделала и переговоры зашли в тупик. Реактор в Йонбене постепенно сбрасывал обороты, но в ряде случаев Корея начинала шантажировать других сторонников переговоров, что снова запустит его в полную силу, если ей не будет предоставлена гуманитарная помощь.

В апреле этого года в Северную Корею прибыли американские эксперты-ядерщики, на переговорах с которыми были обсуждены технические детали по выполнению Кореей соглашения от 3-го декабря прошлого года и содержание ядерной декларации («Северную Корею посетила делегация ядерных экспертов из США»). Корея также согласилась передать отчёты своего ядерного реактора в Йонбене для дополнения декларации её ядерной программы. На настоящий момент полную декларацию своей ядерной программы Корея так и не предоставила.

Двусторонние встречи

В сентябре 2007 года прошла двусторонняя встреча представителей обоих государств, возобновление которой запланировано на июнь 2008 года.

7-го июня 2008 г. представители Японии и Северной Кореи договорились провести переговоры в Китае, на которых будут затронуты вопросы корейской ядерной программы и похищения корейцами японских граждан.

Япония и Южная Корея

Статья 9 Конституции Японии не позволяет Японии входить с какой-либо страной в отношения, касающиеся безопасности, кроме Соединенных Штатов. Следовательно, у Японии не могло быть таких существенных отношений с Южной Кореей, и военные договоры были нечастыми. Тем не менее, Япония поддерживала аварийный план Соединенных Штатов переправить вооруженные силы США, которые находятся в Японии, в Южную Корею в случае, если Северная Корея начнет её атаковать. Она также поддержала начало отношений между Южной Кореей и Китаем в 1980-х годах. Со времени заключения договора об основных отношениях между Японией и Республикой Корея Япония признала Южную Корею как единственное законное правительство всего Корейского полуострова.

После того как по убеждению США в 1965 году были урегулированы отношения, Сеул и Токио начали ежегодно проводить конференции министерств иностранных дел. Обычными обсуждаемыми вопросами были статус корейского меньшинства в Японии, содержание учебников, говорящих об отношениях стран, эквидистантная политика Токио по отношению к Пхеньяну и Сеулу и текущие проблемы.

Северная политика Roh Tae-woo в какой-то степени ослабила неистовую оппозицию Сеула к подходу Токио к Пхеньяну. Социалистическая партия Японии, в частности, начала действия по улучшения отношений не только между Пхеньяном и Токио, но и стала налаживать свои отношения с Сеулом. Так как социалистическая партия оставила свою позицию одобрения Пхеньяна, Сеул приветствовал новую равную политику, пригласив в октябре 1988 года бывшего генерального секретаря японской Социалистической партии, Исибаси Масаси (Ishibashi Masashi), в Сеул. Визит Исибаси был необычно продуктивным не только в том, что поднял авторитет партии в Сеуле, но и в его желании быть посредником между Сеулом и Пхеньяном. Хотя, пока Токио проявлял желание сотрудничать с Сеулом в улучшении отношений не только с Пхеньяном, но и с Пекином, он не казался довольным значительными улучшениями отношений Сеула и Москвы. Далее, отношения между Сеулом и Токио в какой-то степени стали натянутыми, когда в 1989 году Токио начал делать шаги по улучшению отношений с Пхеньяном.

В 1991 году торговый оборот между Японией с Южной Кореей составил 29,1 млрд. $, при котором чистая прибыль Японии составила около 5,8 млрд. $. В 1990 году японцы направили частные инвестиции в Южную Корею в размере 4,4 млрд. $. Часто компании Японии и Южной Кореи имели взаимозависимые отношения, которые дали Японии преимущества на растущем рынке Южной Кореи. Многие продукты Южной Кореи были основаны на японских дизайне и технологии. Волна импорта продуктов из Южной Кореи в Японию в 1990 году была частично результатом японских инвестиций в Южную Корею.

В 1996 году ФИФА объявила, что эти две страны совместно проведут Чемпионат мира по футболу (Кубок мира ФИФА) в 2002 году. Следующие несколько лет лидеры обеих стран особо тепло встречались для подготовки к играм. Хотя граждане обеих стран были первоначально недовольны тем, что им придется делить славу, и противоречия в отношении скал Лианкур (в Корее они известны под именем Токдо) всплыли вновь, эти встречи проходили достаточно успешно.

2005 год был назван «годом дружбы между Японией и Южной Кореей». Однако споры в отношении скал Лианкур вновь вспыхнули, когда префектура Японии Симанэ (Shimane) объявила «день Такэсима» (по-японски эти спорные островки называются «бамбуковыми островами», т.е. «Такэсима»), устроив демонстрации в Южной Корее.

Другим событием 2005 года было противоречие в учебниках истории. Несмотря на то, что возмущение по поводу этих вопросов вполне реально, некоторые аналитики считают, что политики обеих стран будут использовать их для манипуляции общественным мнением, раздувая националистические настроения для завоевания голосов; и конца этим спорам не предвидится. Также Южная Корея задумывается об очевидном увеличении Сил самообороны Японии.

В начале 2008 г. новоизбранный президент Южной Кореи Ли Мён Бак заявил, что намерен восстановить практику челночной дипломатии между Кореей и Японией, чему по его мнению должны были способствовать переговоры на высшем уровне, о которых он договорился.

В апреле этого года представители двух стран заключили соглашение о налаживании и укреплении долгосрочных японо-корейских отношений, основанных на прагматичной дипломатии. Как сказал на совместной с Ясуо Фукудой пресс-конференции, которая прошла в апреле этого года, президент Ли, «Корея и Япония должны также постараться построить долгосрочные прагматические отношения. Историческая правда не должна игнорироваться, но мы больше не можем себе позволить спорить о прошлом, так как нужно позаботиться о будущем».

Также в этом году к проблеме Такэсима-Токдо вновь вернулась Япония, собираясь обозначить острова как свои территории в пересмотренном руководстве к учебному плану, который должен вступить в силу в 2012 г. Корея отреагировала немедленно, официально попросив Токио прекратить абсурдные действия.

Со стороны Южной Кореи по отношению к Японии

В последние годы популярная культура Южной Кореи обрела большую известность в Японии, за что это явление получило название «Корейской волны» (韓流). «Зимняя соната» была «первой из многих телевизионных драм, поразивших Японию», как писала «Washington Post» в 2004 году. Однако, некоторые организации, такие как «Fuji Television» и «Bloomberg» заявили, что корейский бум в Японии начал утихать в 2007 году.

В 2008 г. отмечается 401-я годовщина с момента отправки в Японию первой корейской культурной миссии «Чосон Тонсинса». В общей сложности с 1607 по 1811 гг. в Японию было направлено 12 таких групп, в каждую из которых входило около 400-500 человек. Миссия сыграла ключевую роль во внедрении корейской культуры, искусства, науки и технологий в Японии, в дополнение к построению мирных и дружественных отношений.

Теперь в августе текущего года аналогичные миссии отправятся в Японию и к октябрю доберутся до конечного пункта назначения – Токио.

Со стороны Японии по отношению к Южной Корее

После окончания японского правления в Корее, Южная Корея на протяжении десятилетий запрещала распространение элементов японской культуры, таких как музыка, фильмы, манга и книги. Этот запрет в Южной Корее был частично снят администрацией Кима Дэ Чжуна (Kim Dae-jung) в 1998 году. В результате переводы и адаптация продуктов японской культуры, таких как музыка, манга, аниме, видеоигры, теледрамы и романы достигли рекордных продаж в Южной Корее.

Японское нашествие также можно увидеть в литературе. Японская литература является наиболее переводимой среди всей иностранной литературы в Южной Корее, занимая 32% всего рынка. Рост популярности японских романов уже опередил энтузиазм корейских писателей. Известные в Корее японские писатели включают в себя Харуки Мураками (Haruki Murakami), Банана Ёсимото (Banana Yoshimoto) и Каори Экуни (Kaori Ekuni).

Корейские компании по производству драм конкурируют друг с другомв том, чтобы получить права на японские романы и мангу. В индустрии кинематографии также увеличивается число фильмов, основанных на Японских работах. Недавние хиты «Олдбой» («Oldboy»), «200-пудовая красотка» («200 Pounds Beauty») и корейская телевизионная драма «Белая башня» («White Tower») были основаны на оригинальных японских версиях. Аниме «Ходячий замок» («Howl’s Moving Castle») привлекло на корейском рынке 3 млн. зрителей.

 

Категория: Политика | Добавил: Marise (12.04.2012)
Просмотров: 788 | Теги: Японо-корейские отношения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]