Добро пожаловать на наш сайт! Связаться с нами
Главная » Статьи » Политика

Геополитика Японии
Современное положение Японии, ее политическая роль в мире совершенно не соответствуют достигнутой экономической мощи Страны восходящего солнца. В середине XXI в. политические условия, навязанные Японии США после поражения в войне 1941–1945 гг., а также настороженное отношение к ней политических лидеров и народов стран, оккупированных милитаристской Японией в 1935–1945 гг., значительно ограничивают ее свободу в выработке внешней политики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений с ближайшими соседями, включая Россию. 

До второй мировой войны Япония была страной с преимущественно молодым населением. В последние десятилетия острой проблемой становится «старение» как следствие снижения рождаемости и роста самой высокой в мире средней продолжительности жизни: 76 лет — для мужчин; 82 года — для женщин. Наиболее активную часть трудоспособного населения во второй половине 90-х гг. XX в. составляла возрастная группа от 55 до 65 лет. Это произошло как за счет того, что был увеличен предельный возраст работников на фирмах с 55 до 60 лет, так и потому, что были открыты различные возможности трудиться пожилым японцам. Свыше 3/4 населения страны — горожане. Больше половины из них сосредоточено в трех крупных мегаполисах: Токио (11,7 млн. человек), Осаке (8,7 млн. человек), Нагое (6,8 млн. человек).

 

Влияние идеологии на геополитическую стратегию Японии
После поражения Японии во Второй Мировой войне потерпела крах идеология силовой экспансии. На рубеже XX – XXI вв. мировое сообщество стало свидетелем ренессанса японского национализма, когда в связи с окончанием «холодной войны» США отпустили Японию в «свободное плавание». В целях «выживания» нации в XXI веке властью и обществом востребована идеология национализма. Опираясь на неё, Японии реализуют в целом успешную модель национального развития. Япония – пример государства, доказавшего возможность стабильного существования нации с гомогенной национальной идентичностью. Правящие круги Японии нацелены на поддержание у граждан веры в превосходство японской нации и государства, на распространение националистической идеологии, прежде всего, среди молодежи. С этой целью уже сформирована сеть организаций поддержки идеологии по всей стране.
 
В японском языке нет понятия «национализм», а для обозначения используется «народность» («минзокусюги»), имеющее положительное значение.
 
Японский национализм стартовал одновременно со становлением государства, и нация всегда была инкорпорирована в понятие государства, никогда не существовала независимо от него.
 
Националистическая идея как политическая доктрина имеет три опорные точки:
  1. японская нация обладает ярко выраженной уникальностью и особым характером;

  2. интересы и ценности японской нации обладают приоритетом перед всеми остальными интересами и ценностями;

  3. японская нация должна быть независимой, насколько это возможно в каждый исторический момент.

Выделяются следующие особенности государственного национализма Японии:
  1. государственнический характер идеологии и политические цели ее реализации. Механизмы консолидации власти направлены на установление государственного контроля над всеми сторонами жизни общества;

  2. государственный национализм в Японии ориентирован на мобилизацию нации, на борьбу с внешней угрозой;

  3. национализм в Японии одновременно отражает основные доктрины национального поведения страны в системе международных отношений: «оборонительную», «осторожного сближения с другими нациями», «просвещенного международного лидерства», «радикализации» (обострения конфликта);

  4. в истории Японии национализм развивался как авторитарный императорский;

  5. нация всегда существовала в условиях страха перед внешними вызовами, что находило свое выражение в оборонительном национализме и защитном патриотизме.

Ведущим организационным принципом Японии является принцип места. Людей объединяет в группы единство места действия, единство организационных рамок (семья, община, компания, государство, нация), представление о себе как части, острая потребность в ориентации на зависимость, благожелательное отношение к духу зависимости. Сильный проявляет терпимость к слабому, защищает его, не требуя взаимных обязательств, представления, что старший, более сильный партнер, должен с уважением относится к интересам младшего. Стратегия кризиса – «ничего не делая, добьешься наивысшего добра» - неравноправие, зависимость Японии от внешнеполитической стратегии США. Реакцией на такое положение является всплеск национализма, который наблюдается в настоящее время.
 
По представлениям японцев никто не может служить двум хозяевам, поэтому, выбирая между великими державами, Япония предпочитает ориентироваться на США и имеет гораздо более прохладные связи с Китаем и Россией.
 
Идеология Японии на международной арене проявляется в концепции «азияцентризма». Данная концепция предусматривает географическое ограничение активности Японии пространством АТР при исключительной концентрации на нем. Пространство АТР согласно этой модели организуется японскими геостратегами в виде концентрических кругов. Первый из них образует территория собственно метрополии, защита которой является жизненным интересом страны. Второй круг образуют побережье континентального Китая, Корейский полуостров, Приморье, Сахалин. Третий круг формируют территории государств АСЕАН и Индокитай, а также океанические акватории от побережья Индии до Гавайских островов.
 
В XXI веке Япония видит свое историческое предназначение в том, чтобы воспрепятствовать приходу в японское общество новых глобальных сил с чуждыми японцам идеологиями, способными, по их мнению, только разрушить единство нации и её уникальность.
 
Положение Японии в международных организациях
Япония входит в состав следующих международных организаций: АБР, АБР (nonregional членов), АТЭС, APT, АРФ, АСЕАН (партнер по диалогу), Австралийская группа, БМР, CE (наблюдатель), ЦЕРН (наблюдатель), CP, EAS, ЕБРР и ФАО, G-20 , G-5, G-7, G-8, G-10, Межамериканский банк развития, МАГАТЭ, МБРР, ИКАО, МТП, ICCt, ICRM, МАР, МЭА, МФСР, МФК, IFRCS, МГО, МОТ, МВФ, ИМО, ИМСО , ИНТЕРПОЛ, МОК, МОМ, МС ИСО, МОСС, МСЭ, МКП, ЛАИ, МАГИ, АЯЭ, ГЯП, ОАГ (наблюдатель), ОЭСР, ОЗХО, ОБСЕ (партнер), Парижский клуб, PCA, PIF (партнеров), СААРК (наблюдатель), ИСЮВЕ (наблюдатель), ООН, ЮНКТАД, СООННР, ЮНЕСКО, УВКБ, ЮНИДО, ЮНИТАР, БАПОР, ЮНВТО, ВПС, ВКТ, ВТО, ВФП, ВОЗ, ВОИС, ВМО, ВТО, ZC.1 В такой организации как Международный Валютный Фонд Япония занимает достаточно высокое место, так как экономика - наиболее развитая сторона данной страны. Например, в 2009 году Япония одолжила МВФ 100 млрд. Подобный заем составил 31% от общего размера квот всех стран-членов МВФ. Кроме того, Япония выделила 1 млрд. на помощь развивающимся странам в борьбе с кризисом. В последние годы Япония стала не только экономически мощной державой мира, но и крупнейшим мировым кредитором и одним из основных спонсоров международных организаций и программ. 

 

Если говорить о сотрудничестве Японии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, то следует отметить, что концепции взаимодействия с государствами данного региона существуют в Японии на протяжении длительного времени. Например, доктрина Ёсида, согласно которой основой геополитической стратегии страны стало сочетание совместного доминирования в военно-политической сфере с США и лидирующего положения Японии в экономической сфере в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Япония с 60-х годов в свои геополитические цели включала создание АТР как подсистемы мировой экономики. В этой подсистеме лидирующая роль, по различным японским доктринам, принадлежала именно Японии. В последние десятилетия, когда быстрый экономический рост превратил Китай в лидера не только в АТР, но и во всем мире, Япония пересмотрела свою концепцию. Она не отказалась от места лидера АТР, объясняя его необходимостью создания противовеса Китаю в АТР. Япония активно участвует во взаимодействии государств этого региона.
 
Например, Япония  оказала существенную поддержку развивающимся странам региона в борьбе с финансовым кризисом, решала проблемы безопасности судоходства, патрулировала вместе с Малайзией, Индонезией, Сингапуром, Южной Кореей и Китаем Малаккский пролив для пресечения деятельности пиратов. Таким образом, для Японии Азиатско–Тихоокеанский регион всегда входил в сферу стратегических интересов.
 
Наибольший успех Япония имеет в экономических международных организациях, таких как Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), Совет по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС). Так в АТЭС Япония стремится к либерализации торговли и инвестиций, развитию многосторонней торговли в рамках ВТО и распространению в АТР соглашений о многосторонней торговле, принятых в ВТО. Таким образом, Япония стремится перенести западные механизмы ведения торговли в АТР, что содействовало бы упрощению и увеличению торгового сотрудничества со странами данного региона. В рамках АТЭС обсуждается создание зоны свободной торговли между странами данной организации, что позволит этим странам создать региональный торговый союз подобный Евросоюзу. Япония в подобном союзе заняла бы одно из лидирующих мест, как обладательница крупнейшей наукоемкой экономики. «АТЭС должен содействовать формированию АТЗСТ, продолжая реализовывать и развивать свою работу в области отраслевых инициатив на таких направлениях, как инвестирование, сфера услуг, электронная торговля, правила определения страны происхождения товара, стандарты и соответствие, облегчение условий торговли и экологические товары и услуги», - утверждается в итоговой декларации. 

 

Таким образом, во всех экономических организациях Япония играет одну из первых ролей, как страна наиболее развитой экономики, как крупнейший международный инвестор, как крупный экономический игрок, способный влиять на различные экономические процессы во всем мире. 
 
Активно действует Япония и в рамках такой организации как ОБСЕ. Так в ноябре 2010 она выразила готовность содействовать Минской Группе ОБСЕ в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Состоялось несколько армяно-японских политических консультаций, проведен ряд двусторонних встреч о развитии договорно-правового поля, сотрудничества в международных организациях, об экономическом взаимодействии и стимулировании торгово-экономических связей и активизации культурных связей. Следовательно, Япония расширяет сотрудничество в различных сферах, и в первую очередь в экономической. В тоже время Япония весьма обеспокоена интенсивным наращиванием вооруженных сил Китая, о чем она заявила на последнем саммите ОБСЕ в Астане. Определенное беспокойство вызывает у Японии и военная угроза со стороны Северной Кореи. Поэтому Япония для обеспечения своей безопасности и безопасности международного сообщества, как заявил заместитель главы МИДа данной страны, будет расширять сотрудничество с США в области безопасности. Япония не может самостоятельно противостоять хорошо оснащенным в военном плане соседям, поэтому она не может стать полноценным лидером, и вынуждена прибегать к помощи более сильных игроков. В тоже время в разрешении небольших локальных конфликтах, как, например, нагорно-карабахском, Япония вполне успешно участвует и при этом старается развивать сотрудничество со странами-партнерами в других сферах. 
 
Таким образом, экономическая мощь данного государства не соответствует ее военному и политическому потенциалу. Поэтому одной из ключевых задач Японии в последние десятилетия стало восстановление симметрии в развитии государства. 
 
Теперь рассмотрим положение Японии в ООН. Япония входит в данную организацию с 1956 года и является непостоянным членом Совета Безопасности ООН. До 2010 года Япония присутствовала в СБ ООН 19 лет. С 2004 года Япония, совместно с Германией, Индией и Бразилией, добивается постоянного членства в СБ ООН. Следует отметить, что у Японии, как у одной из самых развитых стран мира, которая ежегодно вносит масштабные финансовые средства в проекты решения глобальных проблем, в реализацию различных программ ООН и других международных организаций, есть все шансы рассчитывать на одобрение мировым сообществом ее стремления стать постоянным членом СБ ООН.
 
Присутствие в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена дает большие преимущества государству, так как СБ ООН обладает функциями и полномочиями: 
  1. поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами ООН; 

  2. расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям; 

  3. выносить рекомендации относительно мер урегулирования международных споров и условий их разрешения; 

  4. предпринимать военные действия против агрессора; 

  5. осуществлять в «стратегических районах» функции ООН по опеке.

И только постоянные члены данной организации имеют право «вето» по этим важнейшим вопросам в международных политических процессах. Если Япония получит статус постоянного члена в СБ ООН, ее политический и военный потенциал значительно возрастет и она выйдет на уровень ведущих мировых игроков (США, Великобритании, Китая , России и Франции) в этих сферах. И для Японии, которая является одной из ведущих стран мира в экономической сфере, увеличение политического и военного влияния ради обеспечения своих интересов – достаточно важный вопрос. 
 
Инициативу Японии по вступлению в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций поддержал в ноябре 2010 года президент США Барак Обама. "Мы считаем, что Япония уже давно является образцом того, как должна выглядеть страна, которую мы хотим видеть в числе постоянных членов СБ ООН", - сказал Б. Обама журналистам после переговоров с премьер-министром Японии Наото Каном. 
 
Негативно на предложение Японии отреагировала КНР. Между Китаем и Японией существуют достаточно сложные отношения. Помня агрессивную политика Японии в начале ХХ века, КНР и КНДР выступают против вступления Японии в СБ ООН, опасаясь увеличения влияния этой страны в военной сфере международных отношений. Но, несмотря на протесты, Япония ведет переговоры и представляет проекты расширения Совета Безопасности ООН. 
 
На протяжении двадцатого века у японцев было множество концепций развития своего государства, практически каждую из них можно назвать успешной. Япония за сравнительно короткий срок превратилась в страну с развитой экономикой и заняла одно из первых мест в мировой экономической системе. Но ее империалистические планы рухнули вместе с падением фашизма в 40-х годах XX столетия. В память о ее намерениях до сих пор еще не отменена 9-я статья конституции Японии, запрещающая ей иметь «средства войны», включая сухопутные, воздушные и морские вооруженные силы. В настоящий момент Япония имеет вооруженные силы всех направлений, но с возможностью их применения только внутри страны. До сих пор мировое сообщество опасается того, что территориально небольшая, но экономически развитая и целеустремленная Япония, получив возможность применять военные силы вне своей страны, сможет представлять собой угрозу безопасности многих странам. Поэтому многие начинания Японии в ее военно-политической деятельности в рамках всевозможных международных организаций гасятся предусмотрительными международными лидерами. Но возможно в будущем Японии удастся убедить мировое сообщество в своих мирных намерениях и стать мощной военной державой. Такой поворот событий усилил бы позиции Японии не только в мировой экономической, но и политической сферах.

Геополитическое развитие Японии в 21 веке.

Два десятилетия  назад мир с изумлением смотрел на казалось бы неизбежное становление Японии как мировой сверхдержавы  в области экономики знаний и постиндустриального развития общества. Даже американские экономисты и политики готовы были признать приоритет Японии в  экономике высоких технологий и как центра мировой «IT империи», своего рода "японский мир"(Pax Nipponica).
 
В 80-90х гг.  инновации  экономики Японии  способствовали  эффективному преобразованию интеллектуальных  продуктов в нематериальные активы чрезвычайно высокой стоимости — с дальнейшей их конвертацией в акционерный и финансовый капитал.
 
При реальном объеме товарной массы, производимой Японией в те годы, в 3% от общемирового ВВП, суммарный капитал страны составлял более 40% совокупного мирового капитала.
 
С 60-х годов, Япония стала скупать в развитых странах интеллектуальные продукты — НИОКРы, НИРы, патенты, ноу-хау, рацпредложения и т.д. и поставила на баланс корпораций в качестве нематериальных активов уже по  увеличенной стоимости. 
 
Это позволяло практически неограниченно увеличивать балансовую стоимость корпораций, в результате чего в Японии впервые в мире стоимость нематериальных активов корпораций превысила стоимость материальных, причем, в большинстве случаях — многократно. 
 
Произошло чрезвычайно интенсивное капиталообразование, и к 90-м стоимость акций оборачивавшихся на токийской бирже достигли астрономических по тем временам цифры — 5,2 триллиона доллара. 
 
Это стало флагом мировой геополитической экспансии Японии конца XX века.
 
Но эмитированные финансовые ресурсы должны иметь свое материальное вложение. Причем именно в развитие реальных активов жизнеобеспечения общества.…         
 
Глобальная виртуализация НМА интеллектуальной экономики, скорее всего сознательно проведенная США в 90-х годах, практически уничтожила японские геополитические амбиции в этом направлении. Это еще раз показало  до какой степени Япония была и  остается  уязвимой  страной, как и любая страна без материальных ресурсов. Она  уязвима  перед  малейшими отклонениями в  мировом  движении  ресурсов   и  торговли  и, прежде всего, от США.

Геополитические проблемы

Геополитический статус Японии, ее политическая роль в мире совершенно не соответствуют достигнутой экономической мощи. Политические условия, навязанные Японии США после поражения в войне 1941--1945 гг., существенно ограничивают ее свободу в выработке собственной внутренней и внешней политики, в выборе геополитического пути. Это касается и геостратегических отношений с ее ближайшими соседями.
 
Япония одновременно и экономически мощная, но и политически  зависимая страна в области безопасности от могущественного союзника, который является ее  главным  экономическим  соперником. В то же время Япония, хотя и находится в Азии, в силу многовековой изоляции не может в достаточной степени считаться азиатской  страной.  

 

В Азии сохраняются опасения, что японская элита, считающая действия Японии в Тихоокеанской войне скорее ошибочными, нежели преступными, готова  в случае изменения международной обстановки оживить призрак милитаристского прошлого. Такое положение существенно ограничивает её  геостратегическую свободу  действий. Возможна радикальная  альтернатива самостоятельной геополитической игры. Она состоит в осуществлении дорогостоящей и опасной программы перевооружения и возвращения военной составляющей национальной мощи в качестве легитимного инструмента внешней политики страны.

Геополитические перспективы

1. Среди тенденций, положительно влияющих на развитие Японии, можно выделить две: экономическая интеграция и начало формирования региональной (азиатской) идентичности.

Степень экономической интеграции подтверждается объемами внутренней региональной торговли (страны АСЕАН, Япония, Корея, Китай, Гонконг, Тайвань, Австралия, Новая Зеландия, Индия). В 2006 году они составили около 57% (или более 3,0 триллиона долларов). Рост экономической взаимозависимости дает основание для предположений, что азиатский регион не станет ареной для серьезных военных конфликтов.
 
Растущая экономическая интеграция региона и соперничество со стороны таких экономических блоков как ЕС и НАФТА приводит к формированию азиатской идентичности. Этому способствует и укрепляющаяся уверенность в себе и в том, что 21-ое столетие будет веком Азии. Формирование азиатской идентичности проявляется в растущем интересе друг к другу, в институционализации регионального сотрудничества в различных сферах (в расцвете разнообразных азиатских форумов и организаций) и дебатах об "азиатских ценностях”, особых путях, и т.д. В рамках азиатской интеграции Япония может занять лидирующие позиции как страна, обладающая высоким научно-техническим потенциалом и громадным НМА ресурсом.
 
2.  США пытается выстроить новый миропорядок с учетом меняющейся геополитики региона. Очевидно, что для успешности такого проекта необходимо добиться встроенности всех крупных игроков региона в складывающуюся систему отношений. 
 
Китай рассматривается в качестве главного вызова для внешней политики США в 21-м веке. Поскольку приоритетным союзником в регионе была и остается Япония, основной вопрос, который должны решить США: как интегрировать Японию и Китай в региональный и мировой порядок? Контуры японской экспансии на ближайший период зависят от того:
  • как будут развиваться отношения между США и Китаем;

  • насколько успешно Китай сможет сохранить экономический динамизм;

  • что предъявит Япония своим союзникам (партнерам) для активизации своей внешней политики 

  • какую ориентацию выберет Индия;

  • как поведут себя страны АСЕАН.

Сценарии геополитики Японии 
Исходя из этого круга вопросов, можно построить несколько вариантов развития геополитической игры Японии. 
 
Сценарий 1. США, уставшие от имиджевых локальных конфликтов, и внутренних экономических проблемам, решают сжать расходы на сферы влияния. Китай усиливается и расширяет сферу своих национальных интересов. США создают иные альянсы в Азии и идут на раздел сфер влияния. В этом случае Япония может попасть в китайскую сферу влияния. 
 
Сценарий 2. США, сохраняют свои притязания на определяющую позицию в регионе. Они развивают отношения с Китаем, но при этом создают систему сдерживания с помощью своих союзников и партнеров. Япония играет ключевую роль в этом процессе. Индия также, не вступая в открытое соперничество с Китаем, служит балансом для роста китайского влияния в Азии.

Сценарий 3. Многостороннее азиатско-тихоокеанское сотрудничество  отвечает  интересам  Японии.  Такое сотрудничество  со временем может иметь три  положительных  последствия:
- оно может помочь  воздействовать  на  Китай  (а также осторожно сдерживать его);
- может  помочь  Америке  остаться  в  Азии,   даже  несмотря  на  постепенное ослабление  ее господства; - может помочь  увеличить влияние Японии в Азии как экономического партнера.

В рамках азиатской интеграции Япония может занять лидирующие позиции как страна, обладающая высоким научно-техническим потенциалом и громадным НМА ресурсом, которой есть что предложить партнерам.

Сценарий 4. Сценарий основан на создании союзов (типа ЕС) государств, имеющих разные ресурсы  жизнеобеспечения. 
 
Основой экономической базы является энергетика: вопреки распространенному (на Западе) мнению, постиндустриальная экономика неизмеримо больше нуждается в энергии, нежели экономика промышленная, и развитие сберегающих технологий здесь не поможет: оно снижает удельную, а не интегральную энергоемкость производства. Следовательно, превалирующими ресурсами развития общества будущих 3-4 десятилетий  остаются привычные энергетические ценности, как нефть, газ, уран, коксующийся уголь. 
 
2. Вторым важнейшим ресурсом общества является инфраструктурная связность: транспортные линии и коммуникационные. Понятно, что инфраструктурные ресурсы, сколько бы их ни было, являются недостаточными для постиндустриального (когнитивного) развития.   
 
Транспортный ресурс позволит сохранить "нормы" промышленной эпохи.
 
Коммуникационный ресурс позволит расширить рамки инфраструктурной связности,  создавать виртуальные государства на мультикультурной основе и без синдрома национальных несовместимостей, т.к. позволит осуществить торговлю не материальной продукцией,  а технологиями её производства.
Это исключительно сильная геополитическая позиция Японии для стан Азии в противостоянии Китаю.
 
3. Третьим значимым ресурсом являются технологии создания высококачественных активов жизнеобеспечения общества.
Страна, не имеющая технологии развития общества, обречена на «конечную» страну. Борьба за этот ресурс будет носить особенно ожесточенный характер, но необходимо иметь в виду, что ключевые позиции здесь уже захватили США и Япония. Ситуация резко изменится, кода появятся технологии "обогащения" человеческого знания. Можно лишь предположить, сколь ожесточенными будут конфликты из-за этого обладающего иррациональностью, сознанием и субъектностью когнитивного ресурса. Эти технологии резко обеспечит ресурсную наполненность некоторых стран и, прежде всего, государств, где еще сохранились школы фундаментального образования.
 
Поэтому объединение государств с разными видами ресурсов  (создание своего рода виртуального государства) является на наш взгляд самой мощной инновационной  идеей  нового миропорядка 21 века.  Необходимо технологическое объединение, но уже на уровне государств, объединение не только экономическое, но и цивилизационное (разделяемые ценности, мотивация развития, образование).
 
Учитывая высочайшую инновационную школу и большой массив НМА мирового уровня,  Япония способна повторить фантастический фондовый успех, но уже в качестве государства-корпорации.
На сегодняшний просматривается создание  альянсов:
  1. По транспортному ресурсу:  Япония + США  (через передачу прибрежной Аляски в общую межгосударственную собственность) в части портового и иного инфраструктурного обеспечения (сети хабов) торговых путей Арктики.

  2. По энергетическому индустриальному ресурсу: Япония + Туркмения (через передачу в технологическое управление газовых месторождений) в части  глубокой переработки и создания продукции 21 века.

  3. По энергетическому ресурсу будущего: Япония + Индия (через передачу предгорных территорий ториевых песков  в общую межгосударственную собственность) в части создания ториевой энергетики будущего под патронажем США. 

  4. По коммуникационному ресурсу технологического трансферта: Япония + Австралия (через передачу прибрежной  части в общую межгосударственную собственность) в части инфраструктурного обеспечения роботоиндустрии.

Выводы
  1. Прежде всего Японии необходимо укрепление связей с такими странами "разделяющими общественные ценности” как Австралия и Индия. Эти страны должны рассматриваться Японией в качестве потенциального стратегического партнера по Азии как территориального экономического расширения.

  2. Япония, обладая технологическим и идеологическим ресурсом, должна инициировать действия по приобретению классических ресурсов(энергетический и инфраструктурный)  В этом отношении исключительным приоритетом Японии в геополитических проектах будущего должны выступать государства, имеющие данные ресурсы, но абсолютно не имеющие высокие технологии их переработки. 

  3. Обладая громадным ресурсом в области высоких технологий, Япония может предложить своим азиатским партнерам (включая Центральную Азию) инновационную экономику будущего.

Реализация данного Проекта позволит Японии стать  центром если не мировой "IT империи", то азиатской точно.

  В этом ключе, борьба за Азию (например, газовый ресурс Туркмении, ториевые пески Индии, безлюдные побережья Австралии)  является для Японии очень перспективной геополитической игрой 21 века.   

Для ЕС и США это политический ресурс против РФ и КНР. 

Категория: Политика | Добавил: Marise (12.04.2012)
Просмотров: 1110 | Теги: геополитика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]