Преемник Ода Нобунага Тоётоми Хидэёси,
унаследовавший бразды практически ничем не ограниченной власти, практически
безраздельно доверял своему давнему другу и соратнику, постоянному соратнику
Нобунаги Иэясу Токугаве (полное имя Минамото Токуга́ва но-Иэя́су). Легенда
гласит, что перед своей смертью в 1598 году, Хидэёси попросил Иэясу вечно
заботиться о его сыне-наследнике Хидэёри и клане Тоётоми в целом. Однако
Токугава и сам был весьма охоч до власти – наследный самурай, проведший большую
часть своей жизни в битвах не испытывал пиетета перед родовитым недорослем из
клана Тоётоми. Однако поначалу, хитрый полководец и опытный дипломат,
поднаторевший в межклановых распрях, тщательно скрывал свое истинное отношение к
наследнику рода Тоётоми.
Впрочем, тайной истинное отношение властного и сильного принца Иэясу к
плохо подготовленному к безжалостной борьбе за власть сыну Тоётоми
Хидэёси Хидэёри, оставалась недолго. Тщательно подготовив переворот,
создав коалицию дружественных себе восточных кланов и воинских
подразделений «даймё» восточных провинций, Иэясу Токугава в 1600 году
наголову разбил сторонников Хидэёри. 21 октября 1600 года «восточная
коалиция», возглавляемая Иэясу Токугава в битве при Сэкигахаре наголову
разгромила верных вассалов покойного Тоётоми Хидэёси, составлявших
«западную коалицию» отстаивавшую права Тоётоми Хидэёри и клана Тоётоми.
В результате этой блистательной победы, Токугава получил практически
неограниченную власть. Правда остатки «западной коалиции» еще оказывали
не слишком значительное сопротивление и были окончательно разбиты только
в 1614и 1615 годах в боях у замка Осака.
В отличие от своего давнего сюзерена Ода Нобунага,
Иэясу Токугава решил восстановить правительство «бакуфу» и возложить на
себя сан «главного самурая страны». В 1603 году властью императора Иэясу
был провозглашён сёгуном и основал своё правительство в Эдо (ныне -
Токио). Сёгунат Токугава правил Японией на протяжении 250 лет и известен
как «Золотой век Эдо».
Жизнь основателя самой продолжительной сёгунской династии Токугава,
установившей в Японии двухвековой период владычества самурайского
сословия, что привело к его небывалому расцвету, полна драматических
деталей. Иэясу Токугава, урожденный принц Минамото родился в 31 января
1543 году в замке Окадзаки. При рождении он получил имя Мацудайра
Такэтиё. Его отец Мацудайра Хиротада был главой рода Мацудайра и
правителем провинции Микава. Юность Иэясу провел в качестве заложника у
князя Имагавы в Сумпу, в составе войска Имагавы впервые участвовал в
сражениях, где показал себя отменным бесстрашным воином. Во время
противостояния набиравшего силу «даймё» Оду Нобунаги и Имагавы Ёсимото,
сражался в армии своего сюзерена.
Однако, после знаменитой битвы при Окэхадзама, когда малочисленный отряд
Нобунаги, под прикрытием ливня напал на армию Имагавы, превышавшую по
численности его войска пять раз и наголову разгромил непобедимый род,
бывший заложник перешел на сторону блистательного полководца из рода
Оду. С тех пор он стал верным соратником и даже другом властному, но
неизбывно удачливому полководцу и политику Нобунаге.
В течение следующих двадцати лет, благодаря своим достижениям в
постоянных боях под знаменем Нобунаги, Иэясу значительно расширил свои
владения и создал мощную военную базу для реализации плана объединения
страны, которым был заражен в той же мере, что и его покровитель.
После сэппуку Оду Нобунаги, Иэясу признал себя вассалом Тоётоми Хидэёси,
за что получил земли региона Канто с центром в Эдо и впоследствии стал
покровителем наследника. Но, как уже говорилось выше, не смог сдержать
обуревавшей его жажды власти. Тем более что высокая цель – объединение
всей Японии и установление «эпохи вечного мира», требовала от него
решительности и безжалостности.
После того, как в 12 февраля 1603 года император, по настоянию самого
Иэясу назначил его сёгуном, в стране действительно наступил длительный и
весьма благодатный период мира и спокойствия, более известный как период
Эдо. Ставка правительства «бакуфу» расположилась в административном
центре Иэясу Токугавы Эдо, нынешнем Токио и победитель приступил к
устройству мирной жизни страны. Как тонкий политик и дипломат, хорошо
понимавший значение материальных ресурсов в деле возможной подготовки
переворотов и восстаний, Токугава умело распределял землю между
дружественными «даймё»: стратегически более важные участки и провинции
получили в управление самые верные вассалы, те, кто поддерживал Иэясу
ещё до битвы при Сэкигахара. 270 «даймё» с семьями, стали властителями
всей территории страны, под строгим контролем со стороны правительства
сёгуна. Полученными от сёгуна Токугава ленные поместья, «даймё»
управляли с помощью собственных, более мелких вассалов. Под управлением
этого военного сословия, опирающегося на мечи верных своему сюзерену и
вассальной клятве самураев, находились разоруженные еще Нобунагой
горожане, занимавшиеся торговлей и ремеслами, и крестьяне. Таким образом
впервые в истории Японии всю полноту политической и экономической власти
получили самураи, а основным законом эпохи Эдо стал кодекс «Буси-до».
К слову, именно Иэясу Токугава впервые приказал записать «Буси-до» на
бумаге, и лично отредактировал текст этого кодекса самурая, узаконив его
каноническую форму. До Токугавы кодекс «буси-до» передавался изустно, от
учителя к ученику и потому не отличался неукоснительной строгостью.
Проведя реформу законодательства, Токугава окончательно закрепил
существование четырех сословий японского общества: кугэ (придворная
аристократия, «даймё»), букэ (воины-самураи, передающие свое положение и
воинские знания из поколения в поколение), чоонин (горожане,
ремесленники и торговцы) и крестьяне, прикрепленные к земельным наделам.
Для людей, занимающихся профессиями, считающимися «грязными», было
образовано отдельное, пятое сословие – «эта», японский аналог индийских
«неприкасаемых». Для членов этих зафиксированных законом сословий была
строго запрещена социальная миграция.
Внешнеполитическая доктрина первого сёгуна Токугава, отличалась от
доктрины его учителя Оду Нобунаги. Вместо активного сотрудничества с
испанскими и португальскими купцами и миссионерами, Иэясу Токугава
предпочитал иметь дело с голландцами и англичанами. В 1600 году, когда
Иэясу только продвигался к верховной власти, в японские воды вошло
голландское купеческое судно, принадлежащее Нидерландской восточной
индийской компании. На борту, среди прочего, находились голландец Ян
Юстэн и англичанин Уильям Адамс, удостоившиеся аудиенции Иэясу Токугавы,
который. По словам очевидцев, живо интересовался жизнью Европы и
установленными там порядками. В результате тесного общения европейцев и
будущего всевластного сёгуна, Уильям Адамс стал советником Токугавы по
вопросам европейской политики, и долгое время оставался весьма
влиятельным членом его правительства. В результате, в 1609 году
голландцы получили монопольное право на проведение торговых операций в
Японии, а четыре года спустя, в 1613 году, подобное же разрешение было
дано и англичанам. Хирадо и Нагасаки на острове Кюусюу стали открытыми
портами, где голландские и английские купцы могли вести торговлю.
В то же время, в отношении христианства, Иэясу Токугава был
поседователем идей своего предшественника Тоётоми Хидэёси, запретившего
эту религию в Стране восходящего солнца. Для предотвращения опасного
влияния западных ценностей, расшатывающих традиционные устои сословного
японского общества он подтвердил запрет на распространение христианства
и ведение миссионерской деятельности со стороны европейцев и японских
последователей Тэнсю-кёо (религии Небесного Отца) – так японцы именовали
христианство. Впрочем, по настоящему строгих преследований со стороны
правительства местные христиане не испытывали. Так известно, что,
правитель Муцу, Датэ Масамунэ открыто послал в Рим своего вассала с
целью постигнуть тайны католического вероучения и никакого наказания за
это не понес. Подлинное ужесточение преследований христиан произошло
позднее - Иэмицу, третий сёгун из рода Токугава, запретил ввоз в страну
христианской литературы, выезд японцев за пределы родины, а так же
возвращение в Японию выехавших в Европу путешественников. Результатом
этих мер стало восстание на Кюусюу, поднятое зимою 1637 года иезуитами
Амакуса и Симабара. Этот мятеж был подавлен следующей же весной. «Бакуфу»
наложило строгий запрет на христианство и в 1639 закрыло страну для
португальцев, а так как англичане и испанцы еще до того прекратили
активные сношения с Японией, то монополистами в области внешних связей
стали голландцы, которым была разрешена торговля через порт Нагасаки.
Наступила эра изоляции - политики сакоку, когда страна на долгие
десятилетия оказалась за «железным занавесом».
В то время как во внешней политике, период Эдо отличается определенной
реакционностью, закончившейся законодательной изоляцией Японии от всего
остального мира, это было время невиданного расцвета экономики,
сельского хозяйства и в особенности изящных искусств. Большинство
направлений оригинального японского искусства, от театра Кабуки и стихов
хокку, до традиции ношения изысканных нарядов-кимоно, вступили в фазу
своего наивысшего расцвета именно в эпоху Эдо.
Преемником сёгуна Иэмицу стал Иэцуна Токугава, а вслед за ним, высший
пост в государстве занял Цунаёси Токугава. Период власти Цунаёси более
известен под названием «эпохи Гэнроку», наиболее значимой в деле
развития культуры и искусства традиционной Японии. По мнению Накамура
Кооя в этот период, с одной стороны, наблюдетлся общий упадок
гражданской морали, но с другой - изумительный прогресс в области
литературы, науки и искусства. В плеяде японских ученых появились имена:
Итоо Дзинсая, Огюу Сорая, Ямазаки Ансая и Ямага Сокоо. В эту эпоху
происходит становление народной «бытовой» литературы, являвшейся
японским аналогом европейского «плутовского романа» и светской
литературы эпохи Джованни Бокаччо. Японская светская литература и театр
в «эпоху Гэнроку» дали миру таких мастеров, как драматург Чикамацу
Монзэмон, новеллист Ихара Сайкаку и поэт Мацуо Басё, автор знаменитых на
весь мир хокку.
На мертвой ветке
Чернеет ворон.
Осенний вечер.
писал поэт, в ходе своего знаменитого
путешествия по стране, нашедшего отражение в сборнике «Нодзасари кико»
(«Смерть в пути»). После года спокойного размышления в своей хижине, в
1687 году, Басё издаёт сборник стихов «Хару-но хи» («Весенние дни»), где
мир увидел самое великое стихотворение поэта — «Старый пруд»
Старый пруд!
Прыгнула лягушка.
Всплеск воды.
Набирали популярность такие формы народного искусства, как театр кабуки
и укиё-э - картинки на бытовые темы. Среди художников «эпохи Гэнроку»
прославились: жанровый художник (укиёэси) Хисикава Моронобу, Огата
Коорин, специализировавшийся на лакированных изделиях, портретист
Ханабуса Иччоо, писавший также цветы и птиц. Все эти творцы создавали
произведения, полные сладостного очарования и беспредельной фантазии.
Люди, наслаждавшиеся десятилетиями мира, находили радость во все большей
утонченности увлекающих их искусств. Они слушали декламацию «дзёорури»,
посещали театры, одевались в роскошные «кимоно», в которых проявлялся
личный, но всегда изысканный вкус. Быт и манеры, общепринятые в те
времена, известны под общим названием «стиль Гэнроку».
Разумеется, на переднем крае этого культурного переворота было сословие
самураев. Владыки жизни, профессиональные воители, посвящавшие свою
жизнь искусству войны, в мирные период предавались занятиям поэзией,
живописью и каллиграфией. В этот период в среде самурайского сословия в
равной степени ценились быстрота разящего меча и острота слова, знание
древних приемов рукопашного боя и умение мастерски наносить изысканные
картины тушью на рисовой бумаге.
В «эпоху Гэнроку» наблюдался и значительный расцвет национальной
экономики. Практически изолированный от остального мира японский рынок
порождал бурное развитие традиционного земледелия и морских промыслов.
Именно в это время складываются основы традиционной японской кухни, ныне
распространенной по всему миру.
В то же время, прямым порождением двухвекового мирного периода и
расцвета изящных искусств, стало общее падение нравов в среде
аристократии и самурайского сословия. В цене были изящество и щедрость,
требующие значительных трат как от крупных землевладельцев, так и от из
вассалов. Главной жертвой «утонченного века» стало само сёгунское
правительство «бакуфу», оказавшееся неспособным рационально использовать
имеющиеся в его распоряжении средства. Отдельные попытки сёгунов или
высокопоставленных министров «бакуфу» ограничить аппетиты правящей
верхушки, к должным результатам не приводили. Так, министр при сёгуне
Иэёси Токугава Мизуно Тадакуни пытался законодательно запретить всякую
роскошь и в обиходе, и в модах, поощрял изучение военного искусства и
устроил в стране настоящую антикоррупционную кампанию. Однако такие
разовые акции самоотверженных администраторов-одиночек, цели достигнуть
конечно не могли. Финансовое положение государства возрастало, самураи
постепенно теряли твердость духа, вследствие чего реальная сила и
влияние военного сословия значительно уменьшились. Падал и престиж
правительства сёгуна.
В то же время экономические возможности купеческого сословия росли
настолько быстро, что многие самураи, в том числе правители целых
областей, зачастую попадали в финансовую зависимость от них. Это
послужило причиной сглаживания законодательно закрепленных сословных
различий между самураями и купцами и могущество «мужей силы» постепенно
пришло в упадок.
В 1853 году командор Перри прибыл в Урага (префектура Канагава) во главе
эскадры Американских Соединенных Штатов и просил разрешения на торговлю
с Японией. В том же году русский посланник, граф Путятин, прибыл в
Нагасаки и также подал в «бакуфу» петицию об открытии торговых сношений.
В 1854 году, правительство заключило дружественный договор с
Соединенными Штатами в Йокогаме (тогда еще селение близ Канагава) и
открыло порт Симода на острове Изу и порт Хакодатэ на Хоккайдо для
американских судов. Этот договор известен как «Договор Канагава». Затем
«бакуфу» заключило подобные же договоры с Великобританией, Россией и
Нидерландами. Так, политика изоляции, продолжавшаяся более двухсот лет,
канула в Лету.
Эти события породили волну антизападных настроений и критики в отношении
сёгуната Токугава, а так же рост движения в поддержку реставрации
полноценной власти императорского дома. Антизападное и проимперское
движение «Сонно Дзёй» было широко распространено среди самураев
провинций Тёсю и Сацума. Приверженцы движения вступили в открытое
противостояние с армией, подконтрольной сёгуну. Впрочем, открытие Страны
восходящего солнца остальному миру, остановить было уже невозможно.
Зато реальным последствием этой монархической волны в японском обществе
стало скорое восстановление позиций императорского дома. В 1867 году
император Мэйдзи покинул отведенную ему резиденцию в Киото и переселился
в новую столицу Токио. Под давлением сторонников реставрации монархии,
последний сёгун Иосинобу Токугава официально отказался от власти в
пользу императора. Фактически же власть переместилась в руки узкой
группировки знатных самураев, подвизавшихся при императорском дворе.
Само же понятие сёгуната отныне было забыто.
Для Страны восходящего солнца наступила принципиально новая эпоха –
эпоха реставрации Мэйдзи, закончившаяся упадком блистательного сословия
самураев.
|