-
катабори (形彫) — самый
известный вид нэцкэ, компактная резная скульптура, которая может
изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого
периода истории нэцкэ (конец XVIII — начало XIX века).
-
анабори (穴彫) — подвид
катабори, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее
обычны сцены внутри двустворчатой раковины
саси (差) — Одна из наиболее старых форм нэцкэ. Она представляет собой
длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с
отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления саси отличается
от всех других форм. Если катабори, мандзи и прочие использовали в
качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что
отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал
кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался
крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно саси считают одной
из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является
модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и
огнивом. Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби-хасами,
изобретённое в Китае. Оно впринципе аналогично саси, имеет крючок
сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое
утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые нэцкэ-саси до
наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые
нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами. Позже, в период развитого
искусства нэцке, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и
использовалась не часто.
-
маска (яп. 面 мэн) — самая
большая после катабори категория, часто являлась уменьшенной копией
маски Ноо, по своим свойствам сходна с катабори и мандзю/кагамибута.
-
итараку — нэцкэ в форме
тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука
или тростника.
-
мандзю (饅頭) — нэцкэ в виде
толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда
делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как
правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с
круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю. Одной из своеобразных
разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких
миниатюрных театральных масок.
-
рюса (柳左)— Вариант формы
мандзю. Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она
пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной
резьбы. Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из
середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма
особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса
(работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что
эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи
с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским
землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла
необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по
сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их
преимущественное распространение в это время.
-
кагамибута (鏡蓋) — тоже
сходна с мандзю, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из
слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый
металической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть
декоративного оформления выполненого с использованием широкой гаммы
техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.
Этими формами, конечно, не исчерпывается всё многообразие
нэцке. Существовали так называемые «курьёзные» нэцкэ — например,
изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные
для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а так же брелоки,
имеющие дополнительное практическое значение: в виде счётов — соробан,
компаса, кремня и огнива, пепельницы и т. д. Однако эти вещи появляются в
общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего
правила.
|