Написать иероглиф совсем не так сложно, как может
показаться на первый взгляд. Японские иероглифы ведут своё
происхождение от китайских — по причине заимствования в древности
японцами письменности у китайцев. При изучении восточной
письменности следует помнить, что иероглифы — это не буквы в
традиционном понимании европейца, это особый симбиоз живописи и
языка, где каждый символ имеет особое значение. Но если в японском
языке иероглиф может обозначать не только отдельное слово, но и
целые сочетания слов, то в китайском языке, как правило, один
иероглиф обозначает только одно слово.
При этом в Древнем Египте, где тоже существовала
иероглифическая письменность, слова чаще всего приходилось
записывать иероглифами в количестве более двух, так как в группе
иероглифов присутствовали иероглифы-буквы и иероглифы-слоги.
Слова-иероглифы составляли в древнеегипетской письменности, в
отличие от китайской и японской, сравнительно небольшую группу.
В китайском языке существует около пятидесяти тысяч иероглифов, из
которых используется порядка десяти тысяч. Из японских иероглифов
используется около двух тысяч.
Все иероглифы пишутся в соответствии с определёнными правилами.
Элемент, входящий в состав иероглифа, называется черта. Всего таких
черт существует четырнадцать: их главное отличие друг от друга
заключается в расположении в составе иероглифического знака, а также
в кривизне черты. Таким образом, написание иероглифов — это
определённый порядок написания черт внутри оных. Интересно, что
некоторые из иероглифов имеют не только несколько значений, но и
несколько вариантов написаний.
Как писать иероглифы:
-
Иероглиф пишется в воображаемом квадрате.
-
Написание иероглифа осуществляется сверху вниз и слева
направо.
-
Горизонтальная черта имеет приоритет перед вертикальной.
-
В случае пересечения нескольких черт в иероглифе центральная
черта в иероглифе из трёх черт будет иметь приоритет над всеми
остальными, будет писаться в первую очередь.
-
В последнюю очередь будет написана вертикаль, которая
пересекает иероглиф в его центре.
-
Черта, которая идет слева направо, пишется после черты,
идущей справа налево и сверху вниз.
Представленные здесь правила написания иероглифов
являются основными — с их помощью можно овладеть базовыми навыками
правильного написания иероглифов. Тем не менее, лучше всего учиться
правильному написанию иероглифов на наглядном примере.
Стили написания иероглифов.
Традиции написания китайских иероглифов (сётай) тесно связаны
с развитием и становлением письменности в Китае. Здесь можно
говорить о следующих стилях:
-
чжуаньшу («архаический стиль») — использовался при
изготовлении печатей;
-
лишу («канцелярский стиль») — использовался в документах,
которые носили официальный характер;
-
цаошу — скоропись;
-
кайшу — в настоящее время является официальным стилем;
-
синшу — промежуточный стиль между цаошу и кайшу.
Первые два стиля были очень популярны в Древнем
Китае. Как известно, история японской каллиграфии тесно переплетена
с китайской. В японской каллиграфии можно отметить следующие стили
написания иероглифов:
-
Кайсё («устав») — используется достаточно редко. Линии
прописываются чётко и уверенно, иероглифы получаются квадратными
и угловатыми, похожими на типографские. Иероглифы похожи
на знаки азбуки «катакана».
-
Гёсё («полукурсив») — очень большое сходство со знаками
азбуки «хирагана». Этот стиль характеризуется плавностью линий
и более быстрым написанием, чем при кайсё.
-
Сосё («курсив») — самое быстрое написание, при котором кисть
не отрывается от бумаги.
Все каллиграфические стили Японии базировались на
прямой взаимосвязи написанного текста и эстетического удовольствия.
В эпоху Эдо (1603—1868 гг.) получили распространение два
декоративных стиля — кабуки-модзи и дзёрури-модзи. Как правило, они
использовались для афиш и программ театров Дзёрури и Кабуки.
Следует знать, что стили написания иероглифов в
китайской и японской каллиграфии не ограничиваются перечисленными,
но являются основными.
Написание иероглифов — высокое искусство. Сам по себе иероглиф — это
просто слово, знак, понятие, символ. Но когда художник рисует
символы, то под его кистью они оживают. Именно поэтому искусство
каллиграфии столь популярно на Востоке. Глубокий философский смысл
может заключаться в сочетании черт иероглифа.
|