Главная » Статьи » Искусство » Нэцкэ |
Материалы нэцкэ разноообразны. Нэцке резали из:
Использовались, хотя и гораздо реже
Для ношения могли приспосабливаться
или же предметы, имевшее первоночально другое назначение, — например,
Однако нэцкэ из таких материалов, как лак, керамика,
фарфор, представляют собой продукцию давно оформимившихся видов прикладного
искусства со своими традициями и приёмами. Развитие же нэцкэ как
самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно
с двумя материалами: деревом и слоновой костью. Большая часть нэцкэ раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к нэцкэ, полнее всего удовлетворяет самшит японский (цугэ) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо хиноки, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (тёсэммацу), отличающуюся красновато-жёлтым оттенком. Нэцкэ резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и чёрную серцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал. Среди тяжёлых и твёрдых пород, кроме самшита, для изготовления нэцкэ применяли прунус (ису), древесина которого имеет тёмно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют нэцкэ из бледно-розовой вишни (сакура), а также из чёрного дерева, которое привозили из Индии Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как
Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.
В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом. Так, самшит-цугэ, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи. О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые нэцкэ, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения нэцкэ, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости. Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия. Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и нэцкэ из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия. Благопожелательную и врачевательную символику имели и нэцкэ из сакуры, берёзы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов. | |
Просмотров: 444
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |