Нэ́цкэ
(яп. 根付 netsuke, нэцукэ) — миниатюрная скульптура, произведение японского
декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.
Описание:
Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской
одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде
кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物). Ёмкости могли
иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными
были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ
緒締め). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в
кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов
получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси
(紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ
служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.
Нэцкэ не следует путать с окимоно — миниатюрной японской скульптурой, похожей на
нэцкэ и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В окимоно всегда
отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных
функций. Слово окимоно (дословно — «поставленная вещь») является общим
наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только
для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого
материала. В тех случаях, когда термин окимоно употребляется в связи с нэцкэ,
имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и — редко — из дерева.
Такие окимоно возникли позже — не ранее XIX века и создавались они мастерами,
основной специальностью которых была резьба нэцкэ.
История:
Прототипы нэцкэ:
Вопрос о присхождении нэцкэ может быть решён двояко: нэцкэ — японское
изобретение, или же нэцкэ были заимствованы японцами. Нэцкэ — одновременно и
утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное
произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих «аспектов» нэцкэ
может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.
Брелоки-противовесы типа нэцкэ использовались на обширной территории: в Японии и
Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности «нэцкэ» появляются там, где
имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай
ношения предметов типа нэцкэ заимствованным извне: этот обычай может оказаться
местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают
стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и
заимствованиях. Нэцкэ в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но
именно в XVII веке они начанают приобретать характер миниатюрной скульптуры. В
Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью
противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной
скульптуры, рельефной пластинки и пр.) несомненно не местного, но китайского
происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в III в. до н. э. В
период Мин (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или
пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные нэцкэ и по функциям и по оформлению. К
этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования японцами
различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и
одежды. Название брелоков также указывают на Китай. «Нэцкэ» — не единственное их
обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как кэнсуй, хайсуй и хайси. Но
именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы —
использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы.
Некоторые ранние нэцкэ назывались карамоно (唐物, «китайская вещь») и то бори
(唐彫り, «китайская резьба»). Связь нэцкэ с их китайским прототипом очевидна. Но
роль пэй-цзы в истории нэцкэ не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на
основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы нэцкэ и приёмы резьбы,
введены новые сюжеты и переосмысленны старые. В Японии нэцкэ превратилось в
самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими
чжуй-цзы.
До XVII века сведений об использовании японцами нэцкэ нет. Вещи, которые
необходимо было иметь при себе, носили по-другому. В истории японского костюма
существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет,
который носили в Японии с помощью приспособления, сходного с нэцкэ, это
упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти VIII века «Кодзики» (Записи о делах
древности") и «Нихонги» («Анналы Японии») хиути-букуро (火打ち袋) — мешочек для
кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким. В
живописи периода Хэйан (794—1185) нередко встречаются изображения хиути-букуро
(например, в иконе божества Конгобу-дзи монастыря Коя-сан). Мешочек для кремня и
огнива можно видеть и на свитке Нагатака Тоса (конец XIII века) «Живописное
повествование о монгольском вторжении» у человека, докладывающего о появлении
вражеского флота. В период Камакура и Муромати (1335—1573) хиути-букуро стали
использовать как кошелёк, портативную аптечку и т. д., но носили его так же, как
и раньше.
Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это
оби-хасами (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов «Разговоры в
ночь Крысы», были предшественниками нэцкэ. Оби-хасами — фигурно обрамлённый
крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязавались
различные предметы. Аналогичные вещи дошли до нас от минского времени в Китае.
Форма оби-хасами не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при
быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым
крючком.
Ещё одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с нэцкэ, является
обигурува — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и т. п.
Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.
Первые нэцкэ:
В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.
Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного
правителя Японии Тоётоми Хидэёси в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления нэцкэ
подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения
литературных источников. В росписи ширмы конца XVI века «Объездка лошадей» один
из наездников изображён с инро, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают
предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции инро — нэцкэ. Существует
описание охоты Токугавы Иэясу, в котором среди прочих деталей костюма Иэясу
упоминается и нэцкэ в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства
ношения брелоков-противовесов в Японии.
XVII век — предыстория нэцкэ, о которой мы знаем лишь по косвенным данным.
Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины XVIII
века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской
скульптуры уже завершилось, и период с середины XVIII века по середину XIX века
мы можем считать «золотым веком» нэцкэ.
История нэцкэ в основном не выходит за пределы периода Токугава (1603—1868) —
времени расцвета искусства горожан — купцов и ремесленников. Условия их
существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию
миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным
правительством Японии (бакуфу) был принят курс на сохранение паз созданной
структуры общества. Неоднократно выпускались «законы против роскоши», целью
которых было строгое разграничение «благородного» и «подлого» сословий в том
числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось всё: от количества
этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей.
За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города.
Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело
обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не
так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Нэцкэ и была
той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус,
и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно
в прикладных видах искусства полнее всего находили своё удовлетворение
эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров
нэцукэси — резчиков нэцкэ. Поэтому изменение формы, материала, художественной
трактовки нэцкэ ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий японцев
конца XVII—XIX веков.
Возникновение школ резчиков-нэцукэси:
В XVII и XVIII вв. возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и
излюбленными темами. Например для школ Хида или Нара были характерны фигурки,
выполненные в стиле иттобори — с помощью одного ножа, без тщательной проработки
мелких деталей. Наиболее крупные школы резчиков складываются в Эдо, Осака и
Киото. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых
нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Сиёду
Томихару, который жил и творил в середине XVIII в. на территории провинции Ивами
острова Хонсю. Среди нэцукуси возникают такие громкие имена, как Сюдзан Ёсимура
из Осака, Томотада и Масано из Киото. Однако за редким исключением нам мало что
известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим
подспорьем для исследователей, занимавшихся историей нэцкэ, стал сборник "Сокэн
кисё". Он был издан в 1781 г. жителем Осака и торговцем мечами Инаба Цурю. В
сборнике приведён список из пятидесяти трёх имён крупнейших нэцукэси того
времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.
Нэцкэ и современность:
Значительная часть нэцкэ конца XIX и все нэцкэ XX века выполнялись на экспорт.
Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своём это — достаточно
низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвеерным способом. Но искусство
нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, специальность которых —
резьба нэцкэ. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от
US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные нэцкэ на аукционах в США
колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные,
но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).
Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая
потребность в нэцкэ исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х
годах кимоно вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих
резчиков к создаваемым ими нэцкэ: теперь они рассматриваются как вполне
самостоятельные произведения, обособленые и от заказчика, и от моды, а нередко и
от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на
две группы: нэцкэ, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и
традиционные нэцкэ.
|