Добро пожаловать на наш сайт! Связаться с нами
Главная » Статьи » Политика

Стратегическое взаимодействие Японии и США
Стратегическое взаимодействие Японии и США
Так сложилось, что США исторически оказались едва ли не первым государством, оказавшим коренное влияние на ключевые сферы жизни японского государства, буквально перевернув их и спровоцировав модернизационные процессы внутри Страны Восходящего Солнца. Несмотря на участие обоих государств во Второй мировой войне на противоположных рубежах, уже после войны японо-американские отношения развивались в весьма необычном русле, их можно назвать партнерско-соперническими. Особенно динамично такие отношения начали развиваться после окончания вьетнамской войны и разграничения сфер влияния в крайне важном для обеих сторон регионе АТР, причем важном в экономическом, политическом и стратегическом планах. 
 
Огромная часть внешнеполитических связей Японии принадлежит именно этому региону, прежде всего, в экономическом и ресурсном измерениях: именно из этого региона Японией осуществляется импорт значительного количества сырья, на рынках этих государств Япония стремится присутствовать.
 
Если у Японии вполне определенная позиция касательно развития связей в своем регионе, то у одного из её главных соперников здесь – Соединенных Штатов Америки – всё намного сложнее. С одной стороны, США всегда и повсеместно применяют стратегию расширения своего присутствия и влияния, тем более в стратегически важном для них «соседнем» регионе. Но, с другой стороны, так как постоянно поддерживать подобный контроль над столь большими пространствами чрезвычайно затруднительно, Америка стремится создать в каждом отдельном регионе своих «партнеров», проводящих её особые интересы и получающих в обмен на это определенные выгоды. Так произошло и с Японией. Усиление её зависимости от «старшего тихоокеанского брата» проявляется в поощрении со стороны США развития в Японии обычных вооружений, при этом за Америкой сохраняется контроль в области ядерного сдерживания, актуального, например, в свете непосредственного соседства Японии с Россией, Северной Кореей, Китаем. Недаром введен даже такой красноречивый эпитет по отношению к США – «ядерный зонтик» Японии. Её прикрытие таким «зонтиком» со стороны более мощного и авторитетного в мире игрока также актуально в связи с увеличением военного потенциала, что до сих пор остается болезненной темой для японской дипломатии из-за не забытых до конца уроков Второй мировой войны и опасений потенциальных союзников Японии в АТР ремилитаризации этого государства. Однако на данный момент Национальные силы самообороны Японии, несмотря на наличие поправки в Конституции страны, запрещающей ей иметь полноценную армию, наращивают свой потенциал во многом опираясь на протекторат США.
 
Сухопутные войска (151,8 тыс. человек) – крупнейшие в японской армии. В их состав входят пехота, бронетанковые войска, ракетные части, артиллерия, зенитные ракетные войска, воздушно-десантные войска и т.д. Наращивание  мощи сухопутных войск планируется осуществить в том числе за счет обновления танкового парка.
 
Между тем, правительство США активно использует японские территории, которых и так немного, для расширения своего военного влияния в АТР. Даже несмотря на усиливавшееся во второй половине 20 века экономическое соперничество, США шли на значительные экономические уступки для Японии, прежде всего, по закупкам новых видов вооружений и технологий. То есть Америка усиливала Японию в одной сфере и сдерживала в другой, значительно более важной для неё. Получалась такая компенсаторная модель отношений, пусть и гарантировавшая относительную безопасность Японии, но резко понижающая её статус на международной арене. Юридической основой двустороннего союза в сфере безопасности явились соглашения, подписанные между Токио и Вашингтоном в пятидесятые годы. Так, в 1951 г. были подписаны Сан-Францисский мирный договор и Договор безопасности, а в 1952 г. — Административное соглашение. Основой японо-американского Договора безопасности явилась статья I , в соответствии с которой «Япония предоставляла право США размещать свои наземные, воздушные и морские силы на своей территории и вблизи нее». 
 
Таким образом, в соответствии с этими документами Соединенные Штаты могли размещать войска на территории своего военного «партнера» и получили в бессрочное пользование огромное количество баз и объектов на территории Японии. Можно сказать, что эти соглашения поставили «партнера» США по военному союзу в подчиненное положение. Страна Восходящего Солнца была вовлечена в агрессивные планы Соединенных Штатов и превратилась в плацдарм для борьбы с коммунистическими странами Азии и Советским Союзом. Примечательно, что военные базы превратились в «государство в государстве», американские военнослужащие подчинялись законам только своей страны. Это создало дополнительную финансовую нагрузку на японскую экономику, вызвало волну возмущений и протестов по всей стране. 
 
В конце 1995 г. возник острый политический конфликт между военным командованием США и японской общественностью. Причиной этому послужило надругательство над двенадцатилетней школьницей с Окинавы со стороны военнослужащих, расквартированных на базах США на острове. Преступление солдат Соединенных Штатов явилось поводом для небывалой волны выступлений протеста со стороны японской миролюбивой общественности против американского военного присутствия на Окинаве. Это движение охватило всю страну и даже впоследствии вышло за её пределы. Самое крупное выступление протеста против американских баз на Окинаве прошло в середине октября 1995 г. на юге острова, в парке Гинован. В манифестации приняли участие более 80 000 человек.
 
Несмотря на все акции протеста против военного присутствия Соединенных Штатов, токийское правительство не оказало решительной поддержки требованиям манифестантов пересмотреть японо-американский Договор безопасности. В результате переговоров в апреле 1996 г. представители Соединенных Штатов согласились лишь на незначительные уступки, чтобы снять напряженность ситуации. Была достигнута договоренность о пересмотре Соглашения о статусе вооруженных сил. Все военнослужащие, совершившие преступление на территории Японии, теперь выдаваются властям до предъявления официального обвинения.
 
Итак, правительство Японии, не желая портить отношения с Вашингтоном, обошло молчанием вопрос о радикальном пересмотре Договора безопасности, затрагивающего национальное достоинство японцев.
 
В середине апреля 1996 г. Японию посетил Билл Клинтон. В результате встречи на высшем уровне и переговоров между президентом Соединенных Штатов и премьер-министром Японии Хасимото Рютаро, сменившем Мураяму на этом посту, была подписана «Японо-американская декларация безопасности. Сотрудничество в двадцать первом веке». В документе говорилось о дальнейшем продолжении сотрудничества в военной сфере между двумя странами и о сохранении сорокасемитысячного корпуса США на японских островах. В ходе встречи в обмен на подписание этого договора американцы пошли на некоторые уступки в вопросе присутствия войск Пентагона на Окинаве. В частности, руководители США изъявили готовность передать острову 20% земли, использовавшейся под объекты США, и вернуть префектуре около десяти американских баз и полигонов, включая базу Футенма и полигон Гимбару в центральной Окинаве. Кроме того, Вашингтон согласился сократить количество ночных полетов и ограничить артиллерийские учения на острове.
 
Военные базы США в Японии являются причиной экономической отсталости, роста преступности на Окинаве и поводом для протеста со стороны общественности в целом. Кроме того, присутствие солдат иностранного государства в Японии, которая претендует по развитию на одно из первых мест в мире, принижает позиции официального Токио в глазах международной общественности.
 
В документе 1997 года стороны отказались от чисто оборонительного характера военного союза. «Основные направления 1997 года» обязывали сотрудничать Японию и США в случае «чрезвычайных обстоятельств в прилегающих к Японии районах». 
 
Таким образом, соглашение предоставило вооруженным силам двух стран достаточно широкие полномочия в случае возникновения конфликтов, суть которых четко не обозначена в документе. В конце 90-х годов были прецеденты, когда ВВС США, расквартированные в Японии, использовались для ведения боевых действий в том числе за пределами страны.
 
На протяжении последних 15 лет США помогали Японии построить систему противоракетной обороны. В 1994 г. американская компания «Локхид» и японский концерн «Мицубиси» заключили соглашение о взаимодействии при создании систем заатмосферного перехвата THAAD.
 
9 января 2007 г. Управлению национальной обороны Японии был присвоен статус министерства. В своей речи по этому случаю премьер Синдзо Абэ отметил, что пришло время уйти от послевоенного режима и вернуть армии должное уважение. Отказ от принципов мирной политики страны и возрождение «военного духа нации» должны способствовать вхождению Японии в клуб полноценных мировых держав.
 
На протяжении последних двух лет японские политики неоднократно говорили о необходимости «потенциала сдерживания» КНДР.
 
В геополитических планах США на ХХI век Японии отводится весьма почетная миссия. Она – не только важнейший, но и, что не менее значимо, надежный союзник супердержавы. Япония разрешает войскам США использовать свои гражданские аэродромы и морские порты. Позволяет инспектировать иностранные гражданские суда, следующие курсом вдоль ее берегов с грузом в период экономических санкций. На территории Японии расположено американское ядерное оружие.
 
В 2004 году впервые контингент японских сухопутных войск, включающий бронетехнику, был переброшен для поддержки американской оккупации Ирака.
Итак, в начале ХХI века Япония по-прежнему нужна США для укрепления позиций последних в регионе, ибо во многих стратегически важных регионах планеты политика США терпит неудачу (Ближний Восток, «похолодание» отношений между США и Европой, проявление самостоятельных тенденций в политике Латинской Америки).
 
Нужны ли США Японии? 
В нашем исследовании мы даем следующий ответ на этот вопрос – уже не настолько, насколько это было необходимо в послевоенное время, при отсутствии технологического, экономического потенциала, разрушенных связях со своими ближайшими соседями. За 60 лет страна стала экономическим гигантом, но получила прозвище «политический карлик с большим кошельком», закрепившееся за ней благодаря отсутствию военно-политического влияния.
 
В связи с этим предлагается на базе уже имеющегося крепкого экономического потенциала развивать политический, даже в большей степени, нежели военный. Это означает практически полный отказ от влияния США в его нынешнем виде, ибо при сохранении нынешней ситуации Япония так и останется подконтрольна своему «большому союзнику», по сути дела работая по большей части на него и укрепление его влияния в регионе. Только проведение самостоятельной и независимой внешней политики может привести Японию к полноценному лидерству в регионе, а в перспективе и в мире. При этом, разумеется крайне важно для достижения этой цели проведение гибкого внешнеполитического курса, а именно сохранение партнерских отношений с ведущими американскими брендами, ТНК, способными по-прежнему насыщать японский рынок и закупать высокотехнологичные продуты на нем. Кроме того, необходимой представляется также стратегия максимально возможного взаимодействия с соседями по АТР (Китай, Южная Корея, Россия, Индонезия, Сингапур), а также с Индией, Латинской Америкой, Австралией, прежде всего, в экономическом плане на базе обеспечения их высокотехнологичной продукцией, обмена специалистами, опытом, проведения совместных исследований, формирование корпораций на паритетных началах.
 
Всё это должно в среднесрочной перспективе компенсировать отказ от влияния США и сформировать образ Японии, к которому в последнее время и стремится её руководство – мирной и независимой державы.
Категория: Политика | Добавил: Marise (12.04.2012)
Просмотров: 669 | Теги: Япония и США | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]