По японским понятиям, это засушливая префектура. За год здесь выпадает примерно
63% осадков от среднего количества в Японии. В истории было зафиксировано 113
засух в этой местности. Крупных рек нет. Да и обычные реки очень коротки и, как
правило, наполняются водой только во время ливней, а затем вновь пересыхают.
Крестьяне Кагавы исстари сооружают небольшие искусственные водохранилища.
Сегодня их насчитывается 16 304, что выводит Кагаву по их численности на третье
место в стране после префектур Хёго и Хиросимы. Среди водохранилищ 14 крупных.
Есть и одно чудо-водохранилище, самое крупное во всей Японии по запасам воды
(1,5 млн. т). Это водохранилище Манно у подножия хребта Сануки.
Сельское хозяйство Кагавы знаменито не рисом, а фруктами, виноградом, чаем и
овощами, которые вывозятся отсюда на рынки в промышленные центры Хонсю. Не
случайно поэтому символом префектуры выбран цветок оливкового дерева.
Рыболовство Кагавы ограничено Внутренним Японским морем, оно имеет многовековые
историю и традиции. В уловах преобладают макрель (четвертое место в Японии),
устрицы и осьминоги.
В конце 80-х — начале 90-х гг. префектура Кагава, как, впрочем, и весь
четырехмиллионный Сикоку, получила мощный импульс для своего развития в виде
путепровода Сэто Охаси, строительство которого было закончено в 1988 г . Он
соединил Кагаву с префектурой Окаяма на Хонсю. Завершение этой стройки совпало
по времени со столетней годовщиной открытия первой железной дороги в Кагаве в
1888 г . Гудки ее паровозов возвестили о начале промышленной эры в этом
феодальном захолустье Японии. Если эта железная дорога повела префектуру в мир
капитализма, открытый для Японии Реставрацией Мэйдзи (1868), то мост Сэто Охаси
можно сравнить со взлетной полосой в XXI в.
В 1989 г. в г. Такамацу был построен новый аэропорт, способный принимать
современные реактивные пассажирские лайнеры. Старый аэропорт был рассчитан
только на маломестные самолеты.
Еще одним важным объектом развития транспортной инфраструктуры в Кагаве является
строительство скоростной автомагистрали Север—Юг, которая соединит Кагаву с
южной префектурой Эхимэ и через Сэто Охаси даст выход к основным индустриальным
центрам Хонсю. Магистраль протяженностью в 151 км пройдет от Такамацу через Коти
до Каваноэ в префектуре Эхимэ, где она должна будет пересечься со второй
трансостровной скоростной автомагистралью Восток—Запад.
На побережье префектуры насчитывается 67 гаваней, из которых 22 имеют статус
префектуральных портов. В два наиболее крупных порта — Такамацу и Сакаидэ —
заходят иностранные суда.
Подлинное индустриальное развитие Кагавы только начинается. Новые промышленные
зоны создаются, из-за малой площади префектуры, на отвоеванной у моря земле (в
Такамацу, Маругамэ и других городах), используются также и прибрежные площади,
на которых прежде выпаривали соль. На отвоеванных у моря участках наряду с
верфями, металлургическими предприятиями строятся новейшие заводы
высокотехнологической продукции.
Что касается традиционной местной промышленности, то в Кагаве производят 90%
бытовых и спортивных перчаток в Японии, префектура держит второе место по
производству различных пуговиц. Известностью пользуются красивые национальные
игрушки из папье-маше, бумажные веера на бамбуковой основе (90% общеяпонского
производства), деревянная обувь гэта (60% общеяпонского производства).
В Кагаве 5 крупных городов. Префектуральный центр Такамацу и г. Маругамэ
первоначально возникли как призамковые города вокруг цитаделей, построенных
местным феодалом Тикамаса Икома соответственно в 1588 г . и 1597 г .
Впоследствии Такамацу стал резиденцией клана Мацудайра. Город Сакаидэ возник на
том месте, где еще с феодальных времен выпаривали соль. Сегодня здесь
заканчивается мост Сэто Охаси, и город развивается как промышленный и
транспортный центр. Город Дзэнцудзи знаменит одноименным буддистским храмом,
главным храмом секты Сингон. Здесь родился Кукай (774–835), основатель этой
секты.
Кагава имеет «стандартный» для японских префектур «набор» учреждений культуры:
современный префектуральный Дом культуры в Такамацу, там же — единственный в
Японии построенный из дерева местный театр Кабуки, различные музеи во всех
крупных городах и т. д. Известностью пользуются музей под открытым небом
«Деревня в Сикоку» (у подножия горы Ясима под Такамацу) и Музей истории и
фольклора Внутреннего Японского моря на прибрежном плато Госикидай под Такамацу.
Здесь собрана богатая коллекция инструментов рыбного промысла.
Практически все острова Внутреннего Японского моря объединены в национальный
парк. В префектуру Кагава входит 100 из этих островов. Самый крупный из них —
Сёдосима. Здесь сохранились местные олени, считающиеся символом префектуры.
Островок Мэгидзима с большой каменной пещерой молва связывает с одним из
подвигов сказочного героя японской детворы Момотаро. А остров Наосима
прославился тем, что местная самодеятельная труппа кукольного театра Бунраку
целиком составлена из женщин.
Своеобразной разновидностью туристических маршрутов стали в Кагаве пути
буддистских пилигримов. Самый известный из них — маршрут по 88 святым местам
Сикоку, занимающий 45 дней. Из 88 святых мест 23 приходятся на Кагаву. В
префектуре расположен храм Котохира, где упокоены духи погибших моряков.
За последнее время все большую популярность завоевывает «мини-пилигримский»
маршрут по 88 местным святым местам острова Сёдосима, занимающий примерно
неделю. Если за год Сикоку посещает 1 млн. пилигримов, то на острове Сёдосима их
бывает до 100 тыс. человек.
Из праздничных фестивалей наиболее известны фестиваль храма Котохира (10
октября) и праздник храма Каннэй (в г. Конан) в тот же день. Кульминация
праздника — процессия, которая несет самую большую в Японии маску символического
льва.
Как и все японцы, жители Кагавы чрезвычайно любят блюда из свежей морской и
озерной рыбы. Но их самые большие симпатии отданы лапше удон. Здесь более чем в
2 тысячах закусочных готовят знаменитую на всю Японию лапшу сануки удон.