Добро пожаловать на наш сайт! Связаться с нами
Главная » Статьи » Достопримечательности » Токио

Мост Нихомбаси

Традиционно все дороги, ведущие в императорскую столицу, вне зависимости от рельефа характеризовали как нобори (поднимающиеся в гору), а ведущие из Киото в провинцию — как кудари (спускающиеся). Этим подчеркивалось высочайшее положение императорского двора. Сёгун Токугава не стал менять эти понятия — вверх, вниз, — но в 1604 году приказал считать все расстояния в стране от своей резиденции, точнее от моста Нихомбаси, перекинутого через один из каналов, окруживших сёгунский дворец.

Нихомбаси (мост Японии) был построен в 1603 году к западу от дворца, на земле, отвоеванной у морского залива. Там вначале селились самураи, чьи усадьбы должны были стать опорными укреплениями на пути любого врага, пробивающегося к дворцу сёгуна. Но на дворец никто не нападал, и довольно быстро самураев из этого района вытеснили простолюдины — купцы и ремесленники, для кого было гораздо удобнее жить на берегу канала, которым можно было подвозить в столицу продовольствие и стройматериалы. Это был обыкновенный деревянный мост. Подобных ему немало было построено в те времена и позднее в Эдо. Да и называли его сначала Эдобаси (мост Эдо). Особое значение мост приобрел позднее. Рядом с ним был организован рынок, снабжавший жителей сёгунской столицы свежей рыбой и морепродуктами. Рядом — овощной рынок Аомоно итиба. Вокруг расположились лавки, склады, аптеки. Чуть в стороне — мастерские кузнецов, работавших по золоту и серебру, что побудило городские власти построить здесь монетный двор. Близость к дворцу делала земельные участки в этих кварталах желанными для застройщиков. Получилось так, что на 1/5 городской территории, примыкавшей к Нихомбаси, в XVII веке проживала половина всего населения Эдо. Отсюда — от купеческих складов и мастерских — отправлялись в путь по всей стране караваны с товарами. Понятно, почему именно Нихомбаси сёгун приказал считать отправной точкой для исчисления всех расстояний в стране.

Со временем монетный двор и рыбный рынок были переведены на другие места. Но Нихомбаси сохранил за собой славу оживленного и богатого места. Рядом с мостом в 1673 году был построен первый из японских универмагов — «Мицукоси». Семья Мицуи поставила здесь свой банк. Позднее на месте, где когда-то чеканилась золотая монета, было возведено здание Банка Японии. В дальнейшем к Нихомбаси переехали штаб-квартиры нескольких крупных страховых компаний и брокерских контор. А в соседнем квартале обосновалась Японская биржа. Слишком серьезное впечатление делового центра скрашивали расположенные неподалеку развлекательные кварталы Асакуса и Ёсивара.

Об изяществе и красоте деревянной арки моста можно судить лишь по многочисленным гравюрам художников того времени. Нихомбаси неоднократно горел. Этому, в частности, способствовало и соседство со складами лесоматериалов. Мост восстанавливали, но вновь стихия — пожары и землетрясения — уничтожала плоды человеческого труда. Наконец, в 1911 году на месте в очередной раз сгоревшей переправы было решено построить чугунный мост, по которому были проложены рельсы, — сначала для конок, потом для трамваев.

Новый переезд через канал выглядел по тем временам роскошно. Каменные парапеты были украшены чугунным литьем — фонарями, скульптурными изображениями львов и мифических киринов, призванных охранять мост от всевозможных напастей. А посреди моста в мостовую был вмурован металлический круг с «нулевой» отметкой — точкой отсчета всех расстояний в Японии. Чугунная отливка с названием моста воспроизвела в металле каллиграфическую надпись — Нихомбаси, — сделанную рукой Ёсинобу, последнего сёгуна династии Токугава, возвратившего в 1868 году всю полноту власти в стране императору.
К сожалению, внешний вид моста был в наше время значительно подпорчен. Дело не в том, что в 1963 году Нихомбаси был реставрирован. Одна из эстакад, строившихся в японской столице, прошла над каналом и сверху «придавила» Нихомбаси. Устремленные в небо чугунные фонари «воткнулись» в бетон скоростной магистрали. Подчас кажется, что мост дрожит, когда по эстакаде над головами прохожих проносятся большегрузные фуры. Свой мазок в общий «натюрморт» добавляет и канал. Снизу из-под моста в жаркие летние дни несет застойным болотом. Все это вызывало немало нареканий со стороны общественности, но строительный порыв городских властей не остановило. И все же, несмотря на то, что на фоне новых построек старый мост как-то стушевался, затерявшись среди бетонных плоскостей набережных и эстакад, в 1999 году Нихомбаси был признан объектом национального культурного наследия. А в 2003 году мост стал центром шумных юбилейных торжеств, связанных с празднованием его 400-летия.

Вот с этой точки и начинается Токайдо. Кстати, именно в районе Нихомбаси с 1849 по 1858 год, то есть до своей кончины, жил великий художник Хиросигэ, чьи творения позволяют нам представить, как выглядел этот тракт 150 лет назад.

В центре моста в асфальт вмурована небольшая металлическая пластина с перекрестием и надписью. Это точка, от которой и поныне идет отсчет расстояний в стране, своеобразный пуп Японии. На пластинке можно постоять, чтобы ощутить себя в самом центре Страны восходящего солнца.

Категория: Токио | Добавил: Stifler (30.10.2012)
Просмотров: 400 | Теги: Токио, центр Японии, Мост Нихомбаси, Достопримечательности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]